Когда-то очень давно, приблизительно в девятом классе, я увлекалась фанфиками по Гарри Поттеру. Читала постоянно, даже писала сама. Постепенно увлечение отошло на задний план, а затем и вовсе исчезло. Но, как оказалось, не навсегда.
Причиной стало произведение (язык не поворачивается назвать это обыденным словом "фанфик"), о котором я узнала абсолютно случайно. В то время я иногда появлялась на форуме сайта, посвещенного этому виду творчества. И все чаще стала замечать то и дело проскальзывающие восторженные упоминания о некоем "Цвете Надежды". Стало интересно. И, естественно, захотелось прочитать.
Сказать, что мне понравилось - не сказать ничего. После прочтения я поняла, что для меня просто не существует реальности, которую создавала Роулинг в последних двух книгах: фик задумывался после выхода пятой, и события шестой и седьмой, естественно, не учитывались, так что по большему счету сейчас это - альтернативная реальность. Но так вышло, что место настоящей реальности для меня занял именно "Цвет Надежды", а окончание официальной версии незаметно перешло в ранг альтернативной.
читать дальшеВпоследствии я возвращалась к этому фику еще два или три раза. Последний - около недели назад.
Безусловно, когда перечитываешь его уже в третий раз, невольно отвлекаешься от сюжета и начинаешь замечать различные недочеты: кое-где встречаются ошибки в пунктуации, небольшие опечатки. Какие-то моменты, может быть, хочется немного подкорректировать с точки зрения стиля. Особенно самое начало. В течение всего произведения (а оно состоит, ни много ни мало, из 50 глав) чувствуется прогресс автора: в манере письма, в описании действий и характеров героев. И если первые главы можно назвать пробой пера, то последние уже заявляют об авторе как о полноценном писателе.
Но во время чтения забываешь обо всех недочетах, неровностях языка, мельчайших ошибках - это становится несущественным. Ведь самое главное в "Цвете Надежды" - то, что это не глупое продолжение уже существующей истории (коим является, например, "Ретт Батлер" по мотивам "Унесенных ветром"). Это - самостоятельное произведение. В котором нет безоговорочного роулингского разделения на "хороших" и "плохих", когда никто не меняется и все остаются такими же, какими были до войны. У Роулинг есть только черное и белое. Но ведь так не бывает. Ведь в жизни "есть еще и серый цвет". И люди, прошедшие через испытания, должны измениться. Но при этом сохранить в себе что-то самое главное. То, что сохраняет именно Надежда, которая пронизывает весь фик от начала и до конца.
Да, может, со временем исчезает то ощущение сказки, появляющееся во время первого прочтения. Но ведь по-прежнему невозможно удержаться от слез и волнения, сопереживания героям. И это - тоже заслуга автора. Написать так, чтобы хотелось читать еще и еще. И плакать и смеяться, несмотря на то, что уже знаешь конец.
Отдельно хотелось бы сказать о стихах. Каждая глава начинается со стихотворения, созданного самим автором. И многие из них просто волшебны.
Как, например, это:
- Что ты видишь в морозном узоре окна,
Если вьюга поет свой печальный сонет?
Если ночь бесконечна в обрывочных снах,
Если холодно… - Я все равно вижу Свет.
- Что ты видишь в усталых чертах мудреца
С тенью прошлых ошибок и прожитых лет?
Словно Время само в ожидании конца
Здесь застыло…- Я вижу сияющий Свет.
Ну а что ты увидишь в слезах не-любви?
В злых словах и бессилии от ясного «нет»?
Если ярость вскипает и гаснет в крови?
- Все равно там, на дне, разливается Свет
- Ну а вдруг Тьма укроет мной выбранный путь?
И на нем затеряется призрачный след,
И ты ясно поймешь: безопасней свернуть…
Что ты выберешь? – Твой обжигающий Свет.
Или же это:
Канатоходец. Юный пилигрим
Под вздох толпы качнулся в поднебесье.
Под куполом небес совсем один
У зыбкой грани чести и бесчестья.
По тонкой нити меж Добром и Злом
За шагом шаг идет к своим святыням.
Канат беспечно отливает серебром.
Толпа то вскрикнет, то на миг застынет.
Истертый шест в натруженных руках
То Свет, то Тьму легонько задевает.
И будто мальчику совсем не ведом страх.
И он свою судьбу заранье знает.
В толпе нет-нет и зазвучит мольба:
«Ты доказал! Спускайся! Все! Довольно!»
Но он не слышит. В нем идет борьба.
Ума и сердца. Холодно и больно.
И он один в попытке доказать
Себе и им, и небесам, и ветру.
В чем смысл борьбы? Однажды не солгать
И от себя не утаить ответа.
Пройти. Решиться, зная, что вокруг,
Все жадно ждут случайного паденья.
И шест – единственный и самый верный друг.
Ведь если падать, то двоим забвенье.
И там вверху, средь славы и хулы.
Он знает, что когда-нибудь сорвется
Когда-нибудь… Ну а до той поры
Скрипит канат и гулко сердце бьется.
Об этом произведении, наверное, можно говорить бесконечно. О сюжете, о необычной композиции, о мастерстве автора. Только, наверное, не стоит. Это нужно просто ощутить. И понять, что человек, написавший это, действительно талантлив.